Логин: Пароль:    Регистрация Всеми возможностями сайта можно пользоваться
только после авторизации.
   Забыли пароль?

Поиск
L



Статистика
u
Пользователи онлайн: нет
Гостей онлайн: 3
Всего онлайн: 3
Зарегистрировано юзеров: 5860
Комментариев на сайте: 626
Новый юзер: Craigwoult



Последние комментарии
c
s1t1n прокомментировал "Урок 9 - Экспорт .3DS модели из 3DS max 2009 в OpenGL":
Отлично.
niaz-gtn прокомментировал "Урок 71 - Работа с сжатыми файлами":
7z.dll - приложите.



Мы в соцсетях
c
Delphi
Урок 60 - Свойства классов Delphi, (часть 2/5)

    В этом уроке мы продолжаем изучать классы и в этом уроке мы разберёмся в их свойствах.

  Поля данных, исходя из принципа инкапсуляции — одного из основополагающих в объектно-ориентированном программировании, всегда должны быть защищены от несанкционированного доступа. Доступ к ним, как правило, должен осуществляться только через свойства, включающие методы чтения и записи полей. Поэтому поля целесообразно объявлять в разделе private - закрытом разделе класса. В редких случаях их можно помещать в protected — защищенном разделе класса, чтобы возможные потомки данного класса имели к ним доступ. Традиционно идентификаторы полей совпадают с именами соответствующих свойств, но с добавлением в качестве префикса символа F.

  Свойство объявляется оператором вида:

property <имя свойства>:<тип> 
                      read
                     <имя поля или метода чтения>
                      write  
                     <имя поля или метода записи> 
                     <директивы  запоминания>;

   Если в разделах read или write этого объявления записано имя поля, значит предполагается прямое чтение или запись данных (т.е. обмен данными непосредственно с полем).

   Если в разделе read записано имя метода чтения, то чтение будет осуществляться только функцией с этим именем. Функция чтения — это функция без параметра, возвращающее значение того типа, который объявлен для свойства. Имя функции чтения принято начинать с префикса Get, после которого следует имя свойства.

   Если в разделе write записано имя метода записи, то запись будет осуществляться только процедурой с этим именем. Процедура записи — это процедура с одним параметром того типа, который объявлен для свойства. Имя процедуры записи принято начинать с префикса Set, после которого следует имя свойства.

   Если раздел write отсутствует в объявлении свойства, значит это свойство только для чтения и пользователь не может задавать его значение.

   Директивы запоминания определяют, как надо сохранять значения свойств при сохранении пользователем файла формы .dfm. Чаще всего используется директива default - значение по умолчанию.
Она не задает начальные условия. Это дело конструктора. Директива просто говорит, что если пользователь в процессе проектирования не изменил значение свойства но умолчанию, то сохранять значение свойства не надо.

   Приведем пример.

   Начните новый проект. Объявление класса, который мы хотим создать, можно поместить непосредственно в файл модуля. Но если вы хотите создать класс, который будете использовать в различных проектах, лучше оформить его в виде отдельного модуля unit, сохранить в каталоге своей библиотеки или библиотеки Delphi, и подключать в дальнейшем к различным проектам с помощью предложения uses. Мы выберем именно этот вариант. Так что выполните команду File | New | Unit (в некоторых более старых версиях Delphi — File | New и на странице New выберите пиктограмму Unit). Сохраните сразу этот ваш модуль в библиотеке под именем, например, MyClasses. А в модуль формы введите оператор, ссылающийся на этот модуль:

uses MyClasses;

   Теперь займемся созданием класса в модуле MyClasses. Текст этого модуля может иметь пока такой вид:

unit MyClasses;
interface

uses SysUtils, Dialogs, Classes;

type
	TPerson = class
	private
		FName: string;  // Фамилия, имя и отчество
		FDepl, FDep2, FDep3: string;     // Место работы (учебы)
		FYear: word;	// Год рождения
		FSex: char;	// Пол: "м" или "ж"
		FAttr: boolean;	// Булев атрибут
		FComment: string;	// Комментарий

	protected
		procedure SetSex(Value: char);  // Процедура записи
	public
		property Name: string read FName write FName;
		property Depl: string read FDepl write FDepl;
		property Dep2: string read FDep2 write FDep2;
		property Dep3: string read FDep3 write FDep3;
		property Year: word read FYear write FYear;
		property Sex: char read FYear, write SetSex default 'м';
		property Attr: boolean read FAttr write FAttr default true;
		property Comment: string read FComment write FComment; 
	end;

implementation
procedure TPerson.SetSex(Value: char);
// Процедура записи пола
begin
	if Value in ['м', 'ж']
	then FSex := Value
	else ShowMessage('Недопустимый символ "' + Value +
	'" в указании пола'); 
end; 
end.

   Вглядимся в приведенный код. Интерфейсный раздел модуля interface начинается с предложения uses. Заранее включать это предложение в модуль не требуется. Но по мере написания кода вы будете встречаться с сообщениями компилятора о неизвестных ему идентификаторах функций, типов и т.п. Столкнувшись с таким сообщением, надо посмотреть во встроенной справке Delphi или в справке [3], в каком модуле объявлена соответствующая функция или класс. И включить этот модуль в приложение uses.

   Теперь обратимся к объявлению класса. Объявленный класс TPerson наследует непосредственно классу TObject, поскольку родительский класс не указан. В закрытом разделе класса private объявлен ряд полей. Поле FName предполагается использовать для фамилии, имени и отчества человека. Поля FDepl, FDep2, FDep3 будут использоваться под указание места работы или учебы. Поле FYear будет хранить год рождения, поле FSex - указание пола: символ "м" или "ж". Поле FAttr будет хранить какую-то характеристику: штатный — нештатный, отличник или нет и т.п. Поле FComment предназначено для каких-то текстовых комментариев. В частности, в нем можно хранить свойство Text многострочного окна редактирования Memo или RichEdit. Так что это может быть развернутая характеристика человека, правда, без форматирования.

   В открытом разделе класса public объявлены свойства, соответствующие всем полям. Чтение всех свойств осуществляется непосредственно из полей. Запись во всех свойствах, кроме Sex, осуществляется тоже непосредственно в поля. А для поля Sex указана в объявлении свойства процедура записи SetSex, поскольку надо следить, чтобы по ошибке в это поле не записали символ, отличный от "м" и "ж". Соответственно в защищенном разделе класса protected содержится объявление этой процедуры. Как говорилось ранее, она должна принимать единственный параметр типа, совпадающего с типом свойства.

   В раздел модуля implementation введена реализация процедуры записи SetSex. Ее заголовок повторяет объявление, но перед именем процедуры вводится ссылка на класс TPerson, к которому она относится. Не забывайте давать такие ссылки для методов класса. Иначе получите сообщение компилятора об ошибке; Unsatisfied forward or external declaration: TPerson.SetSex — нереализованная ранее объявленная или внешняя функция TPerson.SetSex.

   Тело процедуры SetSex в особых комментариях не нуждается. В нем проверяется допустимость символа, переданного в процедуру через параметр Value. Если символ допустимый, то его значение заносится в поле FSex. Это поле, как и другие закрытые поля, открыто для методов данного класса. При ошибочном символе пользователю выдается сообщение об ошибке. Правда, лучше было бы в этом случае сгенерировать исключение, но пока мы не обсуждали, как это можно делать.

   Вы создали класс в вашем модуле MyClasses. Давайте посмотрим, как можно использовать объекты нашего класса. Создайте в модуле формы Unit1 вашего приложения тест класса TPerson. Введите в модуль операторы:

uses Classl;
var Pers: TPerson;

Они обеспечивают связь с модулем, описывающим класс, и объявляют переменную Pers, через которую вы будете связываться с объектом класса. Но так же, как при работе с другими объектами и записями, объявление этой переменной еще не создает сам объект. Это указатель на объект, и его значение равно nil.

   Создание объекта вашего класса TPerson должно осуществляться вызовом его конструктора Create. Так что создайте обработчик события OnCreate вашей формы, и вставьте в него оператор:

Pers := TPerson.Create;

   Вот теперь объект создан, и переменная Pers указывает на него. Чтобы не забыть очистить память от этого объекта при завершении работы приложения, сразу создайте обработчик события OnDestroy формы, и вставьте в него оператор:

Pers.Free;

   Почему ваш объект воспринимает методы Create и Free? Ведь вы их не объявляли в классе TPerson! Это работает механизм наследования. В классе TObject, являющемся родительским для TPerson, методы Create и Free имеются. А поскольку вы их не перегружали, то ваш класс наследует их.

   Теперь перенесите на форму четыре окна Edit, окно Memo и две кнопки. Пусть первая кнопка с надписью Запись заносит в объект Pers данные из окон редактирования: ' фамилию с именем и отчеством, пол, подразделение, в котором работает или обучается человек, год рождения, характеристику из окна Memo. Обработчик щелчка на ней может иметь вид:

with Pers do 
begin
	Name := Editl.Text;
	if Edit2.Text <> " then Sex := Edit2.Text[1];
	Depl := Edit3.Text;
	Year := StrToInt(Edit4.Text);
	Comment := Memol.Text; 
end;

   А вторая кнопка с надписью Чтение пусть осуществляет чтение информации из объекта в окна редактирования. Обработчик щелчка на ней может иметь вид:

with Pers  do
begin
	Editl.Text:= Name;
	Edit2.Text:= Sex;
	Edit3. Text:= Depl;
	Edit4.Text:= IntToStr(Year);
	Memol.Text:= Comment; 
end;

   Выполните ваше приложение. Занесите в окна редактирования какую-то подходящую информацию и щелкните на кнопке Запись. А потом сотрите тексты всех окон редактирования и щелкните на кнопке Чтение. Информация в окнах должна восстановиться. Проверьте также реакцию на неверный символ, задающий пол.

   Следующий урок будет посвящён конструкторам и деструкторам классов.

Удачи!
Встретимся в следующем уроке!


Источник: www.thedelphi.ru
Автор: Савельев Александр
Опубликовано: 6 Июля 2013
Просмотров:

Урок 59 - Классы Delphi, (часть 1/5) Урок 61 - Свойства классов Delphi, (часть 3/5)

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии.