Логин: Пароль:    Регистрация Всеми возможностями сайта можно пользоваться
только после авторизации.
   Забыли пароль?
Поиск
L


Статистика
u
Пользователи онлайн: нет
Гостей онлайн: 4
Всего онлайн: 4
Зарегистрировано юзеров: 5683
Комментариев на сайте: 619
Новый юзер: `Alinka1997



Последние комментарии
c
baxodir прокомментировал "Урок 23 - Функции для работы с мышью":
Но Это мало можно ещё больше
pronin106 прокомментировал "Урок 27 - Создаем игру Ping-pong - часть(2/3)":
Все получилось! Спасибо за урок. У кого не получилось читайте внимательнее! Не делайте тупо копипаст



Мы в соцсетях
c
Delphi
Массив из элементов - как с ним бороться или как с ним дружить

Здесь информация о:
Создание массива
Работа с массивом
Заполнение массива во время работы программы
Использование объектов, созданных во время проектирования формы
Получение номера элемента массива в процедуре обработки события

Создание массива

Ну тут всё просто. Объявляем

	var Arr: array[1..n] of TEdit; //к примеру
	
и можно работать! Так-же можно объявить и многомерный и даже динамический массив.
	var Arr1: array [1..7, 1..5] of TEdit;
	  var Arr2: array of TEdit;
	  
Работа с массивом Опасно не падать, а биться о землю, скалы и другие твёрдые предметы. (альпинистско - парашютистская мудрость).

Итак, с созданным массивом надо что-то делать. Ну, для начала, чем-то заполнить. А, в отличие от чисел и строк, которые задаются в виде констант и выражений, объекты, помещаемые в наш массив, нужно создавать. Т.е. если мы описали
	var ByteArr: array[1..2] of byte;
	
то можно написать
	ByteArr[1]:=3;
	
Что же писать после := для массива из объектов? Их же как-то создать надо? (из форума) Здесь у нас есть два пути - создавать объекты с помощью Create во время работы программы или использовать объекты, созданные во время проектирования формы. Каждый путь имеет своих путников (почти по Мао - дзе -дуну).

Заполнение массива во время работы программы.

Этот способ удобен в том случае, когда нужно создать много объектов или число и свойства их заранее неизвестны (в одной программе мне нужно было разбросать по экрану случайным образом все буквы алфавита, а потом еще что-то с ними делать). Действия довольно стандартны. В цикле создаём объекты и присваиваем их элементам массива с помощью следующей конструкции.
	   For i:=<начальное значение> to<конечное значение> do begin
	    <имя массива>[i]:=<имя класса>.Create(Self);
	    <имя массива>[i].Parent:=Self; //за объект ответит форма, на которой он создан
	    //<присвоение других свойств - по необходимости>
	   end; 
	   
После этих действий у нас на форме появятся необходимые компоненты, к которым можно обращаться, используя индекс массива, например так: <имя массива>[i]. В следующем примере по щелчку по кнопке будет предложено ввести требуемое количество полей, которое и будет создано в центре формы.
	procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
	var c: string;
	     i,n:integer;
	begin
	 c := InputBox('Введите','число:','7');
	 try
	  n := StrToInt(c);
	 except
	  on EConvertError do ShowMessage('Что-то не срослось...');
	 end;//Try
	 SetLength(Arr2, n);
	  for i:=0 to n-1 do begin
	   Arr2[i] := TEdit.Create(Self);
	   Arr2[i].Parent := Self;
	   //Эти две строки создают компонент, далее произвольные действия.
	   Arr2[i].Top:=i*Arr2[i].Height;
	   Arr2[i].Left:=(ClientWidth-Arr2[i].Width)div 2 ;
	   Arr2[i].Text:='Поле '+IntToStr(i);
	  end;//for
	 Button1.Visible:=FormArraylse;
	end;
	
При заполнении многомерного массива компонентов таким способом никаких подводных камней нет - организуем несколько циклов.
	procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
	var i, j: byte;
	begin
	  for i:=1 to 7 do
	   for j:=1 to 5 do begin
	   Arr1[i,j]:=TEdit.Create(Self);
	   Arr1[i,j].Parent := Self;
	  //Эти две строки создают компонент, далее произвольные действия.
	   Arr1[i,j].Top:=(i-1)*Arr1[i,j].Height;
	   Arr1[i,j].Left:=(j-1)*Arr1[i,j].Width;
	   Arr1[i,j].Text:='Поле '+ IntToStr(i*j);
	                        end;//for j
	  end;
	  
Результат - таблица из Edit`ов, с индексированными ячейками.

Таким образом можно создать даже массив из форм. Разместим форму для создаваемого массива в Unit2.
	uses Unit2;//задействуем его
	var FormArray: array [1..5] of TForm2;
	 //Теперь нам нужно создать массив FormArray, разместить его на главной форме и заполнить его изображениями.
	 //Делать это лучше не во время создания формы, а например во время активации.
	 procedure TForm1.FormActivate(Sender: TObject);
	 var i: byte;
	 begin
	  for i:=1 to 5 do begin
	   FormArray[i]:=TForm2.Create(Self);
	   FormArray[i].Parent:=Self;// Создание формы
	   // и что-то с ней делаем
	   FormArray[i].Visible:=True; //Вывод формы на экран
	   FormArray[i].Top:=i*50//Выбор места расположения (здесь ставятся ваши значения)
	                       end;//for
	 end;
	 
Данный способ подойдёт тем, кто не боится большого кода - ведь все требующиеся свойства создаваемых объектов придётся определять вручную и представляет себе как расположатся на форме созданные объекты. В противном случае придётся потратить немало времени на подбор различных свойств. Впрочем, есть и другой путь...

Использование объектов, созданных во время проектирования формы

Раньше как было - код, компиляция, запуск, а лицо невесты можно увидеть только после свадьбы. Сейчас всё намного гуманнее. Есть проект, в нём форма, а на форму ставишь компоненты. И почему бы их не «объединить» в массиве?

Итак, на вашу форму во время проектирования помещено несколько Edit`ов, и вы хотите присвоить их элементам массива Arr. Можно конечно написать Arr[1]:=Edit1; Arr[2]:=Edit2; и т.д., но это как-то не хорошо:(. Значительно лучше просмотреть существующие компоненты и, если компонент - TEdit, поместить его в массив. Вот так:
	   procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
	   var i, j: byte;
	   begin
	    j:=1;
	    for i:=0 to ComponentCount-1 do //просматриваем
	     if (Components[i] is TEdit) then begin //если подходит
	      Arr[j]:=(Components[i] as TEdit);//помещаем
	      j:=j+1;
	                                                   end;//if
	   // а теперь посмотрим, в каком порядке они попали в массив
	    for i:=1 to 5 do
	     Arr[i].Text:='Arr['+IntToStr(i)+']';
	   end;
	   
На самом деле, такой способ не намного менее коряв, чем присваивание «напрямую». В массив попадут все Edit`ы, присутствующие на форме, причём в порядке их создания. А как быть, если хочется поместить их не все и в своём порядке? Очевидно, надо указать где-то, кого и в каком порядке мы хотим видеть принятым в члены массива. Под это где-то хорошо заточено свойство Tag - есть у любого компонента, целое число, используется «без вопросов». На этапе проектирования укажите в Tag`е, на каком месте в массиве вы хотите видеть данный компонент. Затем используйте следующий код:
	   procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
	   var i: byte;
	   begin
	    for i:=0 to ComponentCount-1 do
	     if Components[i].Tag>0 then //Tag больше нуля
	      Arr[Components[i].Tag]:=(Components[i] as TEdit);//Значит клиент наш!
	   end.
	   
Смотрится значительно лучше. Для организации двух массивов пронумеруйте (протагируйте) компоненты, предназначенные для помещения в первый из массивов как обычно, а во второй, например, с десяти (или с любого другого числа, желательно с круглого - проще считать). Затем напишите что нибудь вроде
	var Arr1: array [1..3] of TEdit;
	    Arr2: array [1..3] of TEdit;
	   procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
	   var i: byte;
	   begin
	    for i:=0 to ComponentCount-1 do
	     if Components[i].Tag>0 then 
	      if Components[i].Tag<10 then
	       Arr1[Components[i].Tag]:=(Components[i] as TEdit)
	                                          else
	       Arr2[Components[i].Tag-10]:=(Components[i] as TEdit);
	    end;
	    
При создании многомерного массива используем тот-же приём - немного поработаем с тагом. Edit`ы протагированы 11.12.13.21.22.23:
	var Arr1: array [1..3,1..2] of TEdit;

	procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
	var i, j: byte;
	begin
	 for i:=0 to ComponentCount-1 do
	  if Components[i].Tag>0  then
	   Arr1[Components[i].Tag mod 10,Components[i].Tag div 10 ]:=(Components[i] as TEdit);
	//убедимся,  что всё получилось
	for i:=1 to 3 do
	 for j:=1 to 2 do
	  arr1[i,j].text := IntToStr(i)+' '+IntToStr(j);
	end;
	
Если вам надо создать два массива из разных компонентов, то не напрягайтесь со сложным извлечением индекса из тага, а организуйте проверку типа.
	var ArrE: array [1..3] of TEdit;
	     ArrC: array [1..8] of TComboBox;
	procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
	var i: byte;
	begin
	for i:=0 to ComponentCount-1 do
	if Components[i].Tag>0 then begin
	 if (Components[i] is TEdit)
	  then ArrE[Components[i].Tag]:=(Components[i] as TEdit);
	 if (Components[i] is TComboBox)
	  then  ArrC[Components[i].Tag]:=(Components[i] as TComboBox);
	                                          end;//if
	end;
	
При необходимости создания более сложных массивов - комбинируйте эти способы.

Лирическое отступление. Присвоение объектов происходит не совсем так, как у «обычных» переменных. Если у переменных присваивние не отоджествляет переменные т.е. после a:=3;b:=a;a:=5; в переменной b находится 3, а не 5, то с объектами всё наоборот. После ArrL[1]:=Label1; ArrL[1] и Label1 cтановятся одним объектом, и например ArrL[1].Caption:='Вася'; изменит надпись Label1. В некоторых языках для разруливания этой ситуации для блондинок введён специальный оператор присваивания объектов (Vb, set). Ну мы то, Дельфийцы, народ умный...

Получение номера элемента массива в процедуре обработки события

Чтобы узнать индекс элемента массива, с которым произошло событие придётся придётся сравнить переменную Sender, использующуюся обработчиком события, со всеми элементами массива и при совпадении извлечь индекс. Похоже только так... Впрочем, может кто знает и лучший способ.
	var ArrB: array [1..3] of TButton;
	    n: byte;// Здесь будет храниться индекс
	procedure TForm1.Clicker(Sender:TObject);
	var i: byte;
	begin
	 for i:=1 to 3 do
	  if Sender = ArrB[i] then n:=i;
	  //находим индекс компонента, к которому относится событие
	 ShowMessage('Нажата кнопка '+IntToStr(n)); //что-то делаем
	end;

	procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
	var i: byte;
	begin
	 for i:=0 to ComponentCount-1 do
	  if Components[i].Tag > 0
	   then ArrB[Components[i].Tag]:=(Components[i] as TButton);//наполняем массив
	 for i:=1 to 3 do
	  ArrB[i].OnClick:=Clicker; //устанавливаем обработчик
	end;


Вот и всё, Удачи!

Источник: www.thedelphi.ru
Автор: Савельев Александр
Опубликовано: 29 Марта 2015
Просмотров: 99157


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии.